
Мероприятие имеет просветительскую направленность и способствует раннему профессиональному самоопределению школьников в области информационных технологий.
В уроке учащиеся узнали, как облачные технологии помогают мониторить популяцию снежных барсов в Сайлюгемском национальном парке. Ребята разбирались в устройстве компьютерного зрения, настраивали виртуальную машину, собирали из облачных сервисов приложение для поиска снежного барса, обучали нейросеть и проверяли, сможет ли дата-центр справиться с нагрузкой.
Жизнь современного человека сложно представить без использования интернет-технологий. Люди учатся онлайн, общаются с преподавателями из любой точки мира, пользуются социальными сетями, совершают звонки через платформы для онлайн-конференций. Многие обращаются к голосовым помощникам, чтобы быстро найти ответ на вопрос, послушать музыку. Онлайн-кинотеатры подбирают для пользователей фильмы, исходя из их предпочтений, а умные колонки рассказывают детям сказки. Чтобы всё это работало, требуются огромные вычислительные мощности, а также быстрый и надёжный доступ к данным. Такой объём информации не поместился бы на рабочий ноутбук и даже небольшую сеть компьютеров. Люди запускают приложение с телефона, но его мощности не хватает, чтобы выполнить все необходимые вычисления. Но всё это возможно благодаря облачным технологиям.
Облачные технологии, или облако, — это комплекс физических и программных средств, которые создают вычислительные мощности, используемые для хранения и обработки данных, обучения моделей искусственного интеллекта, разработки приложений, предоставления удалённых рабочих мест и для решения иных задач из различных предметных областей. Возможности облачных технологий работать с большими данными (собирать, анализировать, преобразовывать, хранить и т. д.) в сочетании с 4 возможностями машинного обучения — отбирать данные и обучать нейросети на их основе — позволяют автоматизировать рутинные задачи и рабочие функции. Возможно написать программу для регулярного анализа планктона огромного озера, чтобы по результатам судить о состоянии экосистемы водоёма. Чтобы воплотить в жизнь подобные проекты, необходима слаженная работа учёных, экспертов предметной области и специалистов облачных технологий, машинного обучения. Учёные и эксперты собирают данные и определяют методы обработки, специалисты облака продумывают алгоритм решения задачи и готовят инфраструктуру, специалисты машинного обучения подбирают нужные виды нейронных сетей и проводят их обучение под задачи проекта.
В уроке были разобраны этапы автоматизации рутинной, но очень важной работы учёных Сайлюгемского национального парка — поиска снежного барса на изображениях с фотоловушек. Ученикам была предоставлена возможность на своём опыте убедиться в необходимости использования искусственного интеллекта и облачных технологий.